Размер шрифта: A A A Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Центр профориентации

План профориентационной работы гимназии на 2020-2021  учебный год

Отчет по профориентационной работе БОУ г.Омска "Гимназия №159" за 2019 - 2020 учебный год 

 Работа по профориентации в гимназии проводится профориентационная работа по следующим направлениям:

– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

– Социально-профессиональная адаптация.

– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

 

Цель профориентационной работы:

Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

Задачи:

  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (учащихся, стоящих на различных видах учета и др).

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, педагогом-организатором, педагогом-психологом, социальным педагогом, классными руководителями, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

  • сформировать положительное отношение к труду;
  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать  потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Используются такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования

Начальная школа (1-4 классы).

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень общего среднего образования

Основная школа (5-7 классы).

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Основная школа (8-9 классы).

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

III ступень общего среднего образования

Старшие классы (10-11 классы).

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию индивидуальных учебных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Формы взаимодействия с обучающимися школы с целью профориентации:

  • анкетирование и тестирование старшеклассников;
  • консультации для школьников и их родителей;
  • профориентационные опросники;
  • профориентационные игры.

 

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

  • экскурсии на предприятия и в организации;
  • встречи с представителями организаций и учреждений района;
  • участие в муниципальной Ярмарке профессий;
  • профильная подготовка;
  • взаимосвязь с профцентром;
  • встречи с представителями учреждений профессионального образования;
  • содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
  • участие в школьных и муниципальных мероприятиях профориентационной направленности;
  • расположение информационных материалов по профориентации на  школьном стенде.

 

№ п/п

Мероприятия

Срок

выполнения

Ответственные исполнители

1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1

Изучение нормативно-правовых документов.  Разработка плана профориентационной работы в школе на текущий учебный год.

Ответственный за профориентацию,  заместители директора по УВР и ВР

Ответственный за профориентацию

2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение

2.1

Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы.

Сентябрь

Администрация школы, классные руководители

2.2

Работа по предпрофильной  и профильной подготовке обучающихся. 

В течение года

Администрация школы, классные руководители, социальный педагог, психолог, учителя-предметники

2.3

Определение перечня курсов по выбору для предпрофильной работы с обучающимися 9 класса и профильной работы с обучающимися 10-11 классов

Сентябрь

Ответственный за профориентацию,  заместители директора по УВР и ВР

2.4

Расстановка кадров для ведения курсов предпрофильной, профильной  подготовки и внеурочной деятельности

 

Сентябрь

Администрация школы

3. Обеспечение условий для формирования социально-экономического профориентационного пространства школы

3.1

Проведение профориентационных игр среди обучающихся старших классов

В течение года

Классные руководители, ответственный за профориентацию

3.2

Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе»

Октябрь

Администрация школы

3.3

Тематические классные часы профориентационной направленности.

По плану кл.рук.

Классные руководители

3.4

Участие в  муниципальной Ярмарке профессий

 

ответственный за профориентацию совестно с профцентром 

3.5

Участие в профориентационном фестивале «Время выбора»

НОЯБРЬ

ответственный за профориентацию

3.6

Проведение обзорных и тематических профориентационных экскурсий с целью ознакомления работы предприятий, условий труда, технологическим процессом

В течение года

Классные руководители

3.7

Единый день профориентации

Март

ответственный за профориентацию совестно с профцентром 

3.8

Мониторинг профориентационных планов выпускников

Март

ответственный за профориентацию совестно с профцентром  , классные руководители

3.9

Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул

Март-июнь

Соц.педагог

3.10

Использование в профориентационной  работе Internet-ресурсов

Постоянно

ответственный за профориентацию

3.11

Оформление и ведение информационного стенда по профессиональной ориентации

Постоянно

ответственный за профориентацию

3.12

Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте

Постоянно

ответственный за профориентацию

3.13

Информирование обучающихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования.

Постоянно

Администрация школы, классные руководители, ответственный за профориентацию совестно с профцентром 

3.14

Информирование обучающихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда.

Постоянно

Администрация школы, классные руководители, ответственный за профориентацию совестно с профцентром 

4. Работа с родителями

4.1

Родительские собрания в классах по вопросам профориентации.

февраль

Администрация школы, классные руководители

 

4.2

Родительские собрания в 9 и 11 классах по подготовке к ГИА и ЕГЭ, выбору профилей и составлению ИУП в 9-х.

декабрь

Администрация школы, классные руководители

 

Циклограмма профориентационной работы в школе    

 

Содержание деятельности

Дата и класс

Ответственные

 

Организационная работа в школе

 

 

1

Анализ результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9 кл.)

октябрь

Кл. руководители

2

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

В теч. года

Анискович И.В.

3

Оформление  уголка по профориентации.

  “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”

март

 Кл. руководители

 

Работа с педагогическими кадрами.

 

 

1

Заседания МО классных руководителей  “Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии”,

“Система образования в России”

апрель

Кл. Руководители

Кравченко Н.В.

 

Работа с родителями

 

 

1

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу  выбора профессий учащимися, элективных курсов. “Слагаемые выбора дальнейшего образования”

В теч. года

Поливода М.А.

2

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

В теч. года

Кл. Руководители

 

Работа с учащимися

 

 

1

Организация тестирования и анкетирования уч-ся с

целью выявления профнаправленностн.

9кл.

Кл. Руководители,

Кравченко Н.В.

2

Тематический конкурс рисунков (о профессиях)

                                  

 

1-4 кл

апрель

Кл. Руководители,

3

Проведение серии профориентационных классных часов 

 

1-9кл.

В теч. года

Кл. Руководители,

4

Знакомство с профессиями на уроках чтения, технологии, литературы, обществознания

1-4 кл

5-9кл.

Учителя-

предметники

5

Обеспечение участия уч-ся  в работе ярмарки  учебных мест с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.       

9 кл.

Кл. Руководители,

Кравченко Н.В.